BADAMBA.INFO – сайт по изучению и реконструкции одежды со времен Второго болгарского царства.
Анализ текстов историков, археологов и искусствоведов, исследование древних фресок, коллекция фотографий и описаний найденных тканей, пуговиц, аксессуаров, изготовление и испытание опытных образцов. Одежда дворянства, простых граждан и крестьян представленная схемами, рисунками, фотографиями возстановок, результаты экспериментов.
Болгары средневековья перед нашими глазами!
ВВЕДЕНИЕ
Этот сайт посвящен одежде времен Второго болгарского царства, основная доступная информация относится к XIV веку. Моим основным обьектом исследования является "живое" одеяние, которое использовали в повседневной жизни, одежда которая измененялась под влиянием различных факторов отражая моду, социальный статус и национальную принадлежность владельца. В связи с этим я имею дело в основном с обычными людьми того времени: дворяне, граждане, ремесленники и крестьяне. Царский церемониальный набор не подвергся большим переменам на протяжении веков, так что он не входит в сферу моих интересов, монастырские и священнические одежды тоже. По моему налбюдению, нижние слои одежды и белья средневекового военного соответствуют гражданским, поэтому иногда на эту тему я ссылаюсь на фрески солдат и святых воинов.
Мое исследование не претендует на полноту, но его плюс в том, что оно может дополняться и постоянно изменяться в зависимости от поступающей информации. Большая его часть находится в области обоснованного предположения так как в Болгарии до сих пор не найден полностю сохраненый костюм тех времен. Наиболее богаты находками, хорошо изучены и тщательно реконструированы похорны царя Калояна в церкови "Св. 40 мучеников" в Тырнове, но даже там из тканей и аксессуаров одежды встречаются только мелкие кусочки.
О одежде бояр я могу судить по костюмам дарителя (ктитора), семейные портреты которого иногда изображены в церквях средновекового периода. Они ценны для нас тем, что показывают реальных людей и их костюмы со многими подлинными деталями, почти всегда в натуральную величину. С помощью друзей-фотографов мы собрали полный список и коллекцию фотографий всех ктиторских портретов Болгарии. К сожалению, большинство из них находятся в плохом состоянии, их основа повреждена и много деталей исчезли, поэтому исследование требует тщательного сопоставления со старыми репродукциями и описаниями прежних исследований, прежде чем будет возможно сделать выводы. Полезным является и сравнение с сербскими фресками, сходными по сюжету и времени. Полное исследование аристократического костюма должно так же включать сравнение параллелей с фресками Византии и Валахии, которое мне еще предстоит сделать.
О простых людях к сожалению не сохранилось таких ясных свидетельств и исследование их внешнего вида приходится проводить опираясь на косвенную информацию. Важнейшим источником являются останки из некрополей и сделаные на их основе выводы археологов, но так же и некоторые неканонические сцены повседневной жизни в церковных фресках. Оба источника не являются достаточными сами по себе по причине уже упомянутой фрагментарности находок, а также из-за анахронизмов и фастастических елементов религиозной живописи.
К иллюстрациям из сохраненых рукописей тоже нужно относиться осторожно – часть из них (в том числе иллюстрации), являются копиями более старых произведений и в целом жанр миниатюры страдает некоторыми ограничениями формы. В этом случае помогает сопоставление с одеждой народов, которые имели культурное влияние на Болгарию данного периода – больше всего это относится к куманам и византийцам, а также данные которые имеем об одежде до и после периода Второго болгарского царства т.е. праболгарское и поздне-средновековое болгарское одеяние. О втором имеются детальные исследования сделанные этнографами и фольклористами, так что вполне возможно не только проследить первоисточник, но и ступенчатое изменение в периоде между четырнадцатым и восемнадцатым веками, как и добавление новых элементов или видоизменение старых.
Для того чтобы максимально ясно и наглядно представить собранную информацию, я рисую подробные иллюстрации костюмов, которые лучше всего задокументированы. При всяком удобном случае я стараюсь изготовить экспериментальные костюмы, имея ввиду данные о тканях и принадлежности к костюму (сами материалы, из которых была сделана старая одежда является отдельной темой моего исследования). Таким образом, я получаю практические сведения об особенностях кройки, целесообразности данной вещи и правдоподобности связанных с ней теорий. Некоторые реконструкции являются собственностью моих коллег и друзей из клубов исторических восстановок, другие были частью музейных экспозиций, средневековых ярмарок и выставок.
В данный момент моя работа добровольна и единственным мотивом для нее является любовь к болгарской истории. Коллекционирование тематической литературы, снимков стенописей и музейных экспонатов проводится при бесценной помощи моих друзей, мы будет рады каждому кто захочет присоединиться. Все тоже самое можно сказать и о рекламе сайта.
Изготовление костюмов, аскессуаров, образовательных панно, презентаций и других подобных заказов производится после индивидуального обсуждения.
Можете посылать мне ваши рекомендации, возражения, вопросы и информацию на электронную почту:
Eсли мой сайт вам понравился помогите его популяризировать – не стесняйтесь разпространять этот банер.
Калина Атанасова,
(также известна как Бъдъмба, Бадъмба, Badamba, Bydybma и т.д. :-Р)